Dimm-K (dimm_k) wrote,
Dimm-K
dimm_k

Обоснование проекта Параллельной экономики

http://worldcrisis.ru/crisis/1151753

О спасении утопающих руками самих утопающих, или "почему нужна параллельная экономика".

Предистория.

Всякий попадающий на наш форум Мирового кризиса, если он не балбес, то сначала прочтет ликбез, послушает лекции Григорьева по неокономике, прочтет прогнозы Неокона и основные статьи Хазина по экономической ситуации в мире и России, а уж затем будет писать и спорить. И я не был исключением.

Но, постоянно висел вопрос в голове, почему все наши обсуждения нам самим кажутся ничего не значащими, не влияющими никак на то, что нас волнует - судьбы наших рабочих мест, наших городов, нашей природы, будущего наших детей, наших культурных памятников? И всегда этот вопрос сначала упирался в "Проблему власти", следом за ней в "Проблему получения власти", и уж потом в "Проблему концепции новой власти". Здравый и рассудительный ответ на все три вопроса казался очевидным - "чтобы стать по-истине народной нынешняя бандитская власть должна быть сметена под корень методом социалистической революции, и заменена по классовому принципу на власть пролетарскую".. Но, мы уже это проходили, и знаем, что новая власть исповедующая бесконечное стремление к власти породит не мир и трудолюбие в народе, давно уж ставшем городским народом, но гражданскую войну, со всеми вытекающими...Что же делать, если перспективы нынешней власти видятся в двух направлениях - стать окончательным марионеточным "бантустаном от балтики до аляски" на откупе у ТНК, либо перейти к логическому завершению капитализма - фашизму, военщине и рабскому принуждению "отсталых народов"?

Одним из паллиативов, который как идею продвигает Хазин, стала концепция "выживания СНГ в рамках госкапитализма по-Белорусски, объединивши экономики в задачах импортозамещения посредством ТС/ЕвразЭС и рублёвой валютной зоны" до той поры, пока "кто-то где-то не придумает Новый Красный Проект на т.н. библейских ценностях"... Т.е. по смыслу это выглядит как предложение разбежаться по спасательным шлюпкам с тонущего Титаника, но без какой-либо идеи "в какую сторону плыть", но с задачей найти землю. Сейчас не буду говорить о видящейся мне лично, по разным системным основаниям, невозможности а) запустить импортозамещение в СНГ, б) невозможности "разрулить" накопленные за последние 30 лет социальные и культурные противоречия, в) невозможности уклониться от давления геополитических процессов переселения народов, а также от г) процессов глобальных геоклиматических. Я просто буду рассматривать идею СНГ-импортозамещения, как некую вероятную к осуществлению, если будут найдены отдельные международные политические решения по проблемам б)-в)-г).

Собственно, концепция "Открывшейся возможности запуска параллельной общинно-кооперативной экономической системы" и является подспорьем в повышении вероятности успеха задачи а), а также компенсации напряженностей по проблемам б)-в)-г). По сути, это тот же паллиатив, но обладающий большей системностью по отношению к Новому Красному Проекту, нежели простое "ожидание чуда" его рождения в "процессе различных процессов" :)) Это я и попробую аргументировать ниже.

Системные предпосылки.

I. Как известно из политэкономии и неокономики, что УРТ и НТП порождают колоссальное неравенство в доходах и уровне жизни между разного рода экономическими "перифериями" и "центрами". Системно, безработица и иные "брошенные" ресурсы являют собой феномен "резерва" ресурсов, на основании которого должны в будущем запускаться новые рентабельные капиталистические производства. Ввиду остановки роста конечного спроса как со стороны государств, так и со стороны домохозяйств, накопленный "резерв" безработной публики, брошенных земель и малых городов так велик и увеличивается, что всем ясно - дальше быть только восстаниям, войнам и эпидемиям.. Быть новому-старому-доброму капиталистическому рабовладению (фашизм, расизм, нацизм и пр.).

II. Казалось бы, смена парадигмы развития с капиталистической на социалистическо-коммунистическую (по Марксу) могла бы решить проблему, но.. Это означало бы неминуемое отстранение нынешней мировой правящей элиты от власти и возможности далее ее наращивать. Эта элита никогда не пойдет на такое решение добровольно.. А это значит, что пока не будет значимой идейно-политической силы, пусть и без гиперкапиталов, но имеющей в своих рядах и системах поддержки большое кол-во верных и решительных людей, то Новый Красный Проект неосуществим и фантомен! Идея такового проекта может родиться из практического опыта чего-то приближенного к тому, что является искомым. Инкорпорирование части старых элит в Новый проект возможно только если будет некая история их конструктивной целенаправленной работы (я уверен, что не все из миллиардеров хотят сгинуть в водовороте истории никак не проявивши своих способностей на пользу своих народов и культур). Именно для таких людей предложение идеи социальноориентированного Протопроекта, как обкаточного варианта, будет возможностью реабилитироваться за своих предков, накопивших богатсва грабежом и насилием...

III. Существует и еще один полюс противостояния - корпоратократия ТНК и традиционное национально-ориентированное чиновничество ("За державу обидно!"). Усиление одних означает ослабление других. Именно эта часть чиновничества будет отстаивать традиционные ценности (семья, вера, родина, культура и т.п.) перед натиском корпоратократии по окончательному сносу всего "человеческого" в государствах и отмену самоих государств со всем чиновничеством. Замену функций гос-в своими внутренними департаментами с назначенными манагерами-вицекоролями, со всеми вытекающими... Означенному национальному чиновничеству, которое жутко боится внешнего упразднения себя, также необходим как отдушина означенный Протопроект, который остановит ускользающее в небытие государство с культурой, языком, традициями и всеми их чиновными связями-интересами.

IV. Последним полюсом противостояния хочу отметить умирающий национальный промышленный капитал, который начал чахнуть в объятиях ведьмы-ВТО уж очень стремительно, и его "заклятых партнеров" с Запада, нацеленных на "новую приватизацию"... Таковому капиталу, хоть он и враждебен по своей буржуазной сути всему живому, национально-культурному и традиционному, нужны как воздух лояльные покупатели (рынки сбыта) внутри страны, ибо "за бугром" нашему промышленнику продавать особенно нечего, увы. Я говорю именно о национальном *промышленном* капитале, а не торговом или банковском, ибо последние не могут формировать никаких внутренних конструктивных стратегий являясь сущностно сервильными культуре потребления, производства и промышленности в нашей стране. Итак, русский национальный промышленник это предпоследний "союзник" социального Протопроекта внутри страны!

V. И последним в списке союзников я хочу рассмотреть национальные религиозные институты - христианские церкви, мусульманские общенациональные сообщества, иудейские объединения и некот.др. Собственно, противостояния между ними всеми, и между народом нет. Однако, в виду угрозы упразднения государства, а вместе с ним и влияния этих институтов, а также размывания традиционных ценностей (опидорашивание паствы, разрушение института брака и семьи и т.п.), иерархи религиозных конфессий, также, имманентно нуждаются в социальном Протопроекте. Более того, именно благодаря таковому Протопроекту у них есть шанс проявиться конструктивно, вернуть былое влияние и послужить на пользу людям, что, я уверен, некоторые из высокопоставленных священнослужителей, хотели бы совершить, не смотря на всю унизительную духовную мерзость их нынешнего существования.

VI. Было бы неправильным не сказать о внешних положительных факторах для рассматриваемого социального Протопроекта "параллельной экономической системы". Таковыми я вижу а) русские старообрядческие капиталы в странах кризисного ядра мировой экономики, б) 25-млн. русская диаспора во всём мире и в) нищая брошенная Западом на произвол Африка. По п.а) я знаю, что имеется огромное кол-во русских заграничных капиталов, которые могли бы быть (и имели попытки!) вложены в возрождение сельского производства и самоих старообрядческих трудовых общин (кстати, это касается и евреев с их капиталами, за которыми "должок" по развитию Еврейской АР). У старообрядческих капиталов есть свод правил, по которым они будут или не будут участвовать в инвестициях - нужна внятная политическая программа поддрежки. По п.б), думаю понятно, что по мере развития мирового кризиса число желающих вернуться на историческую родину с семьями и капиталами будет возрастать, и им также надо понимать чем, где и насколько долго они будут заняты, чтобы обеспечить будущее детям. И в любом случае, давление кризиса на возможность сохранения капиталов в экономиках капядра (новые Кипры не за горами!) будут подталкивать их к перемене юрисдикций.

По п.в), про Африку, стоит написать отдельную тему, но сейчас скажу вкратце, что огромное кол-во людей получивших образование в СССР сейчас там на высоких должностях от губернаторов, до глав правительств и президентов, и они помнят социализм и хотят возобновления сотрудничества - поставок своей продукции в обмен на русские технологии. Там есть огромное кол-во того, что нужно в России, и в России есть много того, что не нужно нигде, кроме Африки - надо только возродить ноу-хау международной торговли ВнешТорга. Почему я привязываю Африку к социальному Протопроекту? Да потому, что то, что творят в Африке российские "фирмы" не лезет ни в какие ворота... Почитайте форумы франкоязычных африканских политических сайтов, где обсуждают исполнение русскими международных контрактов. Ой-ой-ой... А я знаю, как работают русские компании в Африке изнутри - полный пипец... Короче, русских из Африки скоро выдавят окончательно китайцы, но это будет касаться только крупных инфраструктурных проектов (плотины, ГЭС, ЛЭП, дороги, порты, аэропорты), что финансируются международными финансовыми институтами, а не внутрипроизводственных (фрукты, кофе, орехи, специи, масличные и др. с/х культуры и т.д. и т.п.), которые имеют перпективы. В общем, идея с Африкой - идея поставки "устаревших" российских технологий эпохи СССР, под которые там есть и деньги и обученный персонал - продавать целые линии, оборудование, обслуживание и ЗиП. Поставка технологий под совместные проекты, когда часть продукции от них идет в Россию в обход международных посредников и по низкой себестоимости. Работа русских кооперативных объединений с общинными структурами в Африке, без государственных вложений, формирование там коопераций и увеличение русского конструктивного присутствия. Это всё очень даже возможно, я немного вкурсе обстановки.

Немного о "врагах" идеи.

Из сказанного выше вытекает, что и врагов у рассматриваемого проекта немало. Это, в первую очередь, коррупционная связка "на местах", которая состоит из банкиров-бандитов-коррупционеров(силовиков и муниципалов), занятая "зарабатыванием" денег, которые выплачиваются населению в виде пенсий, ЗП, пособий и субсидий. Т.е. эти преступные клановые группировки нисколечко не заинтересованы в развитии региональной экономики, ибо это подорвет их власть и бизнес-монополию. Это самый сильный отрицательный аспект, для компенсации которого и нужны политические рычаги воздействия путем создания политического движения федерального масштаба.

Вторым по серьезности противодействия видится торговый капитал федеральных и региональных торговых сетей никак не заинтересованный в развитии широкой кооперативной торговли между участниками проекта. Противодействие они будут осуществлять через суды и извращение законодательства, через лоббирование на региональном и федеральном уровнях. Без политического бэкграунда (союзные партии, движения и собств. политструктуры), всей задуманной кооперации и свободным деньгам общинно-кооперативных объединений против них не выстоять.

Третьим противником является идологическая ненависть либералов, которые немедленно почувствуют угрозу своим выборным позициям и на местах, и в регионах, и на федеральном уровне. Основная угроза от них - тотальный черный ПиаР в СМИ и поддержка от федерального компрадорского чиновничества. Компенсируется тоже, только политическими инструментами.

Четвертым отрицательным аспектом я вижу этнокультурное сопротивление кавказских полукриминальных диаспор, рассматривающих исконные русские земли, где они стали жить последние 20 лет, своими и увеличивающие свое присутствие числом и властью. Это же относится и к китайцам с корейцами в некоторых регионах России. Эта проблема может решаться и без политической помощи, на уровне организации межконфессинальных и межкультурных диалогов, а также интриг с использованием националистических движений или казачества. Иногда будет достаточно системно прекратить доходные статьи диаспоры - наркотики, проституцию, барыжничество, бутлегерство, контрафакт, ломбарды, монополию на розничных рынках продуктов - и они сами уедут.

Как эта "параллельная экономика" могла бы выглядеть?

Начну с того, как я вижу систему на низовом уровне. Совершенно понятно, что в стране существует и увеличивается неформальный сектор экономики, связанный и с теневой, и с криминальной, и с легальной экономиками. Это означает, что из под защиты закона официальной власти экономическая деятельность и люди постепенно переходят под защиту и власть криминалитета, усиливая его влияние и финансовую базу. Этот эффект уже осознан официальными властями как угроза национальной безопасности. (см. тут http://worldcrisis.ru/crisis/old.ieml.ru/conference/event_materials/full/2006/061006.pdf) Сжатие налогооблагаемой базы муниципалитетов в результате ухода ЗП и товарно-денежного оборота "в тень", также подвергает риску выполнение социальных функций и содержание инфраструктуры поселений, что также составляет угрозу национальной безопасности.

Итак. Основной постулат - *параллельная экономика широкой кооперации должна быть легальной*. Должна платить свои налоги (от оборота с субъектами основной экономики) и соблюдать законодательство, пусть даже и формально. Без этого невозможно безконфликтное существование нынешней государствено-олигархической экономики совместно с общинно-кооперативной. Невозможно сокращение неформального и теневого секторов экономики. Невозможно оздоровление делового законодательства и правоприменения.

Постулат второй - *параллельная экономика должна иметь свои налоговый и юридический режимы, отличные от основных*. Это необходимо потому, что сама суть работы общинных и кооперативных предприятий заключается не в извлечении прибыли, а в производстве и распределении благ между своими участниками. Капитализация же труда участников будет происходить через стоимость общинных фондов в неденежных эквивалентах. (т.е. и в обычной экономике может быть своя кооперация, но она традиционно основана на извлечении прибыли и индивидуальной капитализации труда через деньги ЦБ) Т.о. понятно, что такие особые имущественные отношения должны иметь законодательное решение.

Постулат третий - *проекту параллельной экономики необходимо политическое оформление на федеральном уровне по принципу конфедерации региональных движений на основе конфессиональной или культурной идентификатуры*. (очень полезен опыт Израиля, см. тут http://worldcrisis.ru/crisis/1150588) Данное действие необходимо по причине надобности системного диалога с институтами основной экономики "мира чистогана", защиты и продвижения законодательных инициатив, регулирования работы исполнительных и организационных структур информационного обмена федерального уровня, организации собственного межотраслевого планирования.

Постулат четвертый - *каждый конкретный человек имеет право участвовать и в обычной, и в общинно-кооперативной экономике, но будет иметь разные налоговые режимы для своей деятельности*. Это необходимо для возможности постепенного перехода людей в параллельную экономику, а также для безконфликтного выхода членов из общин, с постепенным возвратом ему общиной вложенной ранее суммы труда, тем или иным натуральным способом.

Постулат пятый - *параллельная экономика использует свободные (LETS) или "гезелевские" деньги для взаиморассчетов как между предприятиями, так и внутри общин между членами и внутри своих торговых сетей*. Это необходимо для исключения зависимости от денежной политики ЦБ, а также для избежания соблазнов кражи общинных касс и нецелевого ее использования. Для невозможности "делать из денег деньги".

Постулат шестой - *предприятия и общины параллельной экономики осуществляют торгово-закупочные операции с предприятиями и организациями обычной экономики, а также выплачивают налоги, через специальный Общинный Банк Рассчетов, резервами в котором выступает только золото, являющееся, как и сам банк собственностью всех входящих в кооперацию общин*. Золотой резерв в таком банке номинируется как в валюте ЦБ, так и в LETS. Это необходимо для секьюритизации капитала общин от действий ЦБ, который они накапливают расширенным воспроизводством товаров на продажу вовне, для будущих инвестиций в свое развитие. Тех инвестиций, что подразумевают закупку услуг, товаров и оборудования в обычной экономике. Внутри параллельной экономики инвестиционные траты приобретаются у других общин путем эмиссии обязательств поставок своей продукции по долговым графикам.

Постулат седьмой - *рыночные и плановые процедуры внутри параллельной экономики не противопоставляются, но дополняют друг друга для обеспечения открытости, соревновательности, взаимопомощи и развития, а номинальные значения "цены" рабочего времени общинника в единицах LETS волюнтаристски устанавливает каждая община, ограничиваясь лишь совокупным производством всех своих предприятий, регулируя свое внутреннее накопление и потребление*. Регулярные внутренние для параллельной экономики (за LETS) и внешние (за валюту ЦБ) открытые электронные торги на прямые (без посредников) поставки производимой общинно-кооперативными предприятиями продукции и услуг будут поддерживать справедливую цену и нужное качество. Планирование развития предприятий и инфраструктуры поселений общинников на основании МОБов будут решать проблему увеличения производительности труда, благосостояния, рождаемости и долголетия. Согласование планов развития проводится на региональном и федереальном уровнях управления политического движения.

Итак, приведенные Семь Постулатов Параллельной Экономики определяют ядро самой Идеи. Соблюдение этих постулатов идет объективно на пользу как государству с его обычной экономикой, так и тем слоям населения, которые оказываются выкинуты за борт экономической жизни. Социальные противоречия сглаживаются, повышается эгалитарность и разумность процессов в обществе в целом. Возникает синергия долговременного развития всех аспектов жизни общества. Возникает здоровая конкуренция между коллективистскими формами хозяйствования и частно-собственническими. Повышается законопослушность и транспарентность. Увеличивается конструктивная составляющая участия народа в жизни государства. Власть разных уровней обретает механизмы естественной легитимации и эффективности управления. Самое важное - создается реальная почва для выпестовывания Идеи Нового Красного Проекта для всего Человечества.

В заключение.

Повышение вероятности успеха ТС/ЕвразЭС в деле импортозамещения может спровоцировать довольно интересный процесс перехода основной российской экономики на рельсы девелопментализма по-боливариански (латиноамериканские квазисоциалистические режимы Венесуэлы-Эквадора-Бразилии), что будет означать необходимость концентрации всех видов ресурсов в руках государства, чтобы повысить социальный эффект от инфраструктурных инвестиций. Для России с её необятными и необжитыми просторами эта самая дорогостоящая статья расходов - транспортная и социальная инфраструктура, - может стать локомотивом развития, через 7-10 лет после начала, как частной деловой инициативы, так и общинно-кооперативной, которые будут взаимодополнять друг-друга создавая эффективные кластеры по набору технологий в тех или иных регионах, прошедших стадию государственного инфраструктурного девелопментализма. Создавая опорные, базовые технологические инвестиции, государство сможет включать в кооперацию сложных продуктов малый и средний бизнес, оставляя крупный бизнес в своих стратегических руках. Так государство сможет сконцентрироваться на военном и аэро-космическом производстве, фундаментальной науке и упреждающей геологоразведке, чтобы обеспечить интересы национальной безопасности на годы вперед. Гражданский и средне/низко-технологичный сегмент возьмут на себя обычный малый и средний бизнесы, а также параллельный общинно-кооперативный сегмент, обеспечивая занятость, продовольствие, ТНП и сферу услуг.

Добавлю также, что внутри общин может существовать разный уровень обобществления процессов и собственности, как это есть в израильских мошавах и кибуцах. Как это было в религиозных общинах разных конфессий. Понятно, что крепость общины имеет два источника - 1) отношение к эксплуатации человека человеком, 2) отношение к накоплению личного богатства. Это сфера мировоззренческая, сфера веры, этики и нравственности. Конечно же люди разные, и будут объединяться по разным причинам - в первую очередь по корыстным, чтобы съэкономить, перекантоваться в кризис и т.п. Такие хозяйственные общины будут распадаться, преобразовываясь во что-то другое и выходя из сферы параллельной экономики. Это нормальный процесс. Однако, если духовные лидеры не упустят своего шанса и займутся своими прямыми обязанностями по окормлению паствы, то и таких инцедентов будет меньше. Основная идея - не создавать никаких долговых обязательств некрепким молодым общинам. Земли и всё, что будет им предоставлено в аренду должно изыматься обратно в общие фонды параллельной экономики.

Данная тема требует сбора информации и конструктивного её осмысления, чем и будет занята наша Группа в ближайшие недели, перед тем как оформить идею проекта Манифестом и Программой.
Tags: кооперативы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments